Давайте рассмотрим саму формулировку - клиент, в свете требований к современным бизнеспроцессам. Поскольку основной целью бизнеса является извлечение прибыли, то необходим оборот денежных средств который будет обеспечивать максимальный доход компании.

Существует классическая схема извлечения прибыли, это акт купли-продажи труда, услуги, результата труда. Существуют как бы две стороны - продавец и клиент (покупатель). Однако эта схема не обеспечивает максимального дохода, поскольку сопряжена с большим количеством издержек, таких как заработная плата, множество налоговых отчислений и тому подобное. К счастью эта схема не единственная. Клиенты также бывают разными, и взаимодействие с клиентом требует подчас неимоверных усилий, требуется высокий профессионализм и устойчивые моральные качества. Для того что бы вырастить менеджера, обладающего высоким уровнем навыков и знаний, требуется системный подход, что естественно несёт в себе огромные траты финансовые и временные.  Логично делегировать расходную часть по обеспечению взаимодействия с клиентом аутсорсеру. Наиболее перспективным в этом свете выглядит государство, поскольку обладает достаточными ресурсами. Воспитывать потребителя ! Вот новая задача стоящая перед Вами. Потребитель услуги должен надеятся стать когда нибудь полноценным Вашим клиентом, тем самым получить заветную возможность почувствовать свою причастность к определенной авангардной части общества. Это достижимо ,например, организацией системой клиентских грейдов.  Возможность получить грейд должна быть основной движущей целью. Использование грейдов позволяет оператино проводить мониторинг динамики потребностей, формировать их, легко масштабировать проекты и корректировать их практически в процессе формирования. Немного, можно сказать, тезисный набросок по конкретике, методике воспитания потребителя. Главным императивом клиента должно быть: "Все в твоих руках! В ТВОИХ, а не твоего соседа! Так почему же его грейд выше?!". Потребность в услугах компании должна проходить по разряду "Essentials" (англ."жизненно необходимо"), а статус "I made it!" должен быть практически недостижим. Основным методом обеспечения лояльности потребителя следует принять систему грейдов для более мелких компаний предоставляющих такие же услуги и сброс грейдов до нуля в случае перехода в другую компанию. Немного развернем: При уходе, первая мысль у потребителя должна быть "Это что же? В случае чего начинать всё с нуля? А что люди скажут?"   К сожалению в рамках данной статьи нет возможности подробнее рассмотреть все методики. Продолжение следует.